Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка.
Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического свою давнюю историю.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.
Итак, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка.) Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика), используемые на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развивать и укреплять здоровье ребенка.
Все эти рассуждения, годовые задачи МБДОУ послужили для меня стимулом к обмену опытом и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.
Новизна:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, медицинским персоналом.
Цель работы: сохранять и укреплять здоровье дошкольников на музыкальных занятиях.
Задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
• Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.
• Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.
1. Лечебное пение. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок –распевок, Любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой. При планировании каждого музыкального занятия тщательно продумываю, как можно «окрасить» преподнесенные песни, пьесы, чтобы одновременно выполнить и лечебные задачи. Включая звуковую гимнастику в свою работу, я думаю, что не только окрепнет организм детей, но и повысятся их творческие и умственные способности, чудесный мир звуков укрепит гармонию души и тела.
2. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
3. Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Игровой массаж — нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.
5. Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
6. Речевые игры. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом.
7. Музыкотерапия. У нас музыка звучит утром, в течении всего дня. Дети в группе играют и слушают музыку.
8. Также в работе использую элементы виброгимнастики, что является эффективной помощью в предупреждении ряда болезней внутренних органов и коррекции стопы; Элементы психогимнастики для развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы, для снятия напряжения, расслабления мышц; ароматерапию, что дает возвращение равновесия духа и тела, поддержку и стимулирование естественных защитных сил организма и наконец, логоритмику, при выполнении которой создаются благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов мозга, улучшается обучаемость детей.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Перспективу в реализации своей работы вижу в успешном решении поставленных задач, а это возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива МБДОУ, родителей.
Считаю, что музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
В своей работе опираюсь на программы и методические пособия по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной.
Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников.
В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического свою давнюю историю.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось и в исторических трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать, общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка.
Итак, музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического воздействия на организм человека, (в дошкольном учреждении на физическое развитие ребенка.) Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика), используемые на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают развивать и укреплять здоровье ребенка.
Все эти рассуждения, годовые задачи МБДОУ послужили для меня стимулом к обмену опытом и внедрения его в работу по музыкальному воспитанию.
Новизна:
• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.
• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.
• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.
• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, медицинским персоналом.
Цель работы: сохранять и укреплять здоровье дошкольников на музыкальных занятиях.
Задачи:
• Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
• Развивать и укреплять здоровье ребенка, через систему дыхательных упражнений. Охранять детский певческий голосовой аппарат.
• Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.
1. Лечебное пение. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок –распевок, Любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой. При планировании каждого музыкального занятия тщательно продумываю, как можно «окрасить» преподнесенные песни, пьесы, чтобы одновременно выполнить и лечебные задачи. Включая звуковую гимнастику в свою работу, я думаю, что не только окрепнет организм детей, но и повысятся их творческие и умственные способности, чудесный мир звуков укрепит гармонию души и тела.
2. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
3. Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Игровой массаж — нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.
5. Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
6. Речевые игры. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом.
7. Музыкотерапия. У нас музыка звучит утром, в течении всего дня. Дети в группе играют и слушают музыку.
8. Также в работе использую элементы виброгимнастики, что является эффективной помощью в предупреждении ряда болезней внутренних органов и коррекции стопы; Элементы психогимнастики для развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы, для снятия напряжения, расслабления мышц; ароматерапию, что дает возвращение равновесия духа и тела, поддержку и стимулирование естественных защитных сил организма и наконец, логоритмику, при выполнении которой создаются благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов мозга, улучшается обучаемость детей.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Перспективу в реализации своей работы вижу в успешном решении поставленных задач, а это возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива МБДОУ, родителей.
Считаю, что музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
В своей работе опираюсь на программы и методические пособия по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий